УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОАУ д/с №2 г. Свободного
______________Л.А. Гапонюк
«_____»__________20__г.
Календарно-тематическое планирование работы кружка «Звуковичок»
Руководитель: Автушкова Л.А.
Цель: развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет.
Задачи:
- развитие артикуляционной моторики
-выработка правильного произношения звуков родного языка
-развитие фонематического слуха
-развитие мелкой моторики рук
Этапы работы:
- Подготовка детей к развитию фонематического слуха.
- Уточнение и обучение правильной и четкой артикуляции звуков а,у,о,ы,и,м,б,п,д,т,г,к,в,ф.
- Формирование фонематического слуха, управление артикуляцией, интонационное выделение звука в слове.
- Уточнение и обучение правильной и четкой артикуляции звуков ль,й,с,сь,л,ш,ж,щ,ч,ц,рь,р
Номер занятия |
Тема занятия |
Цель занятия |
Содержание
|
Октябрь
1. |
Домик для язычка |
Знакомство органами артикуляционного аппарата |
- правила работы с зеркалом - знакомство со Звуковичком -статические артикуляционные упражнения -разучивание упражнения для р-я ммр «Пальцы дружная семья» |
2 |
Веселый язычок |
Формирование артикуляционной моторики |
-артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» -повторение упр-я на р-е ммр «Пальцы дружная семья» -д/и «Как зовут соседа?» |
3 |
Звук а
|
Обучение правильной и четкой артикуляции |
-артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» - повторение упр-я на р-е ммр «Пальцы дружная семья» -д.и. «Птенчики» -физ.мин «Цапля» -работа со стихотворением А.Барто «Лягушата» -и.у. «Кто где живет?» |
4 |
Звук у
|
Обучение правильной и четкой артикуляции |
-артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» - упр-я на р-е ммр «Мячик» -д.и. «Поезд и птицы» -физ.мин «Поезд» -работа со стихотворением с. Маршака «слон» -и.у. «Назови предметы» |
5 |
Звук о
|
Обучение правильной и четкой артикуляции |
артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» - повторение упр-я на р-е ммр «Мячик» -игра «Загадки и отгадки» -физ.мин «Как у наших у ворот» -заучивание потешки «кошка» -и.у. «Назови картинки» -игра «Подскажи словечко» |
6 |
Звук ы
|
Обучение правильной и четкой артикуляции |
артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» - повторение упр-я на р-е ммр «Пальцы дружная семья» -и.у. «Назови предметы» -заучивание стихотворения М. Мышковской «Мышата» -физ.мин «Мы руки поднимаем» -игра «Ответь правильно»
|
7 |
Звук э
|
Обучение правильной и четкой артикуляции |
артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» - повторение упр-я на р-е ммр «Мячик» -игра «Проведи дорожку» - заучивание стихотворения М. Мышковской «Эскимо» -физ.мин. «Пальчики» -и.у. «Назови предметы»
|
8 |
Звук и
|
Обучение правильной и четкой артикуляции |
артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» - повторение упр-я на р-е ммр «Мячик» -и.у. «рисуем цыплятам зернышки» - игра «Улыбнись» -д.у. «Подскажи словечко» -игра «Ответь правильно» - заучивание стихотворения Е. Благининой «Иголка»
|
Ноябрь
1. |
Звук м
|
Обучение правильной и четкой артикуляции |
-артикуляционная гимнастика «Звуковичок» - упр-я на р-е ммр «Фрукты» -заучивание стихотворения Г. Сапгира «мяч» -физ.мин «Мы пройдем» -д.и. «Подскажи словечко» -и.у. «Загадки и отгадки» -и.у. «Обведи правильно» |
2 |
Звук б
|
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука |
-артикуляционная гимнастика «Звуковичок» - упр-я на р-е ммр «Фрукты» -заучивание стихотворения М. Мышковой «Белка» -физ.мин «Лесорубы» -д.и. «Подскажи словечко» -и.у. «Автомобили» -и.у. ««Загадки и отгадки» |
3 |
Звук п
|
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука |
-артикуляционная гимнастика «Звуковичок» - упр-я на р-е ммр «Овощи» -заучивание стихотворения С. Черного «Пчелка» -физ.мин «ходим, бегаем» -д.и. «Подскажи словечко» -и.у. «назови предметы» -и.у. «Снежинка» |
4 |
Звук д
|
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука |
- артикуляционная гимнастика «Звуковичок» - упр-я на р-е ммр «Пальцы» -заучивание стихотворения М. Мышковской «Дятел» -физ.мин «Зарядка» -д.и. «Подскажи словечко» -и.у. «Обведи дом»
|
5 |
Звук т
|
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука |
- артикуляционная гимнастика «Звуковичок» - упр-я на р-е ммр «Тополя» -заучивание стихотворения М. Карема «Кот» -игра «Нарисуй дорожку» -д.и. «Подскажи словечко» -и.у. «Нарисуй дорожку»
|
6 |
Звук г
|
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука |
- артикуляционная гимнастика «Звуковичок» - упр-я на р-е ммр «Грибы» -заучивание стихотворения Г. Виеру «Гусь» -физ.мин «Грибы» -д.и. «Подскажи словечко и нарисуй предметы» -и.у. «Соедини правильно» -д.у. «Подскажи словечко»
|
7 |
Звук к
|
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука |
- артикуляционная гимнастика «Звуковичок» - упр-я на р-е ммр «Кошка» -заучивание стихотворения Г. Виеру «Гусь» -физ.мин «Ладошки» -д.и. «Подскажи словечко » -и.у. «Расскрась правильно»
|
8 |
Звук в
|
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука |
артикуляционная гимнастика «Веселый язычок» - повторение упр-я на р-е ммр «Мячик» -и.у. «рисуем цыплятам зернышки» - игра «Улыбнись» -д.у. «Подскажи словечко» -игра «Ответь правильно» - заучивание стихотворения Е. Благининой «Иголка»
|
Декабрь
1. |
Звук ф
|
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука |
-артикуляционная гимнастика «Звуковичок» - упр-я на р-е ммр «Фонтан» -заучивание стихотворения Г. Сапгира «Филин» -физ.мин «Пузырь» -д.и. «Подскажи словечко» -и.у. « отгадай и раскрась»
|
2 |
Гласные звуки
|
Закрепление и обобщение |
-комплекс артикуляционной гимнастики «Звуковичок» - путешествие в замок гласных -физ.мин (повторение) - упр-я на р-е ммр (повторение)
|
3 |
Согласные звуки
|
Закрепление и обобщение |
-комплекс артикуляционной гимнастики «Звуковичок» - путешествие в замок согласных -физ.мин (повторение) - упр-я на р-е ммр (повторение)
|
4 |
Слово
|
Познакомить со звучащим словом. Дать понятие о многообразии слов. Познакомить с термином слово. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр «Колобок» -д.и. «Детский мир» -заучивание стихотворения Е.Серовой«Слово» -физ.мин «Зарядка» -д.и. «Подскажи словечко» - практическое з-ие для детей (лист 1)
|
5 |
Слово
|
Продолжать знакомство со звучащим словом. Продолжать знакомить с многообразием слов. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр «Зоопарк» -д.и. «Загадки и отгадки» -д.и. «Подскажи словечко» - практическое з-ие для детей (лист 2)
|
6 |
Слово
|
Учить детей сравнивать слова по звучанию. Дать представление о том, что слова звучат по- разному и похоже. Учить детей подбирать слова-друзья к заданным словам. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр «Муха» -д.и. «В кругу с мячом» -д.и. «Тихо-громко, глухо-звонко» -словесная игра «Звуки перепутались» - практическое з-ие для детей (лист3)
|
7 |
Слово |
Познакомить детей с протяжностью слова. Закрепить представление о слове |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр «машина» -д.и. «Длинные-короткие слова» -д.и. «Звуковые часы» -д.и. «Назови вкусные слова» -д.и. «Подскажи словечко» - практическое з-ие для детей (лист 4)
|
8 |
Звук ж
|
Учить детей и/в звука в слове. Познакомить с термином «звук». Закрепить знания о протяженности слов. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр «Жуки» -игра «Жуки» -игра «Телеграф» -д.и. «Подскажи словечко» - практическое з-ие для детей (лист 5)
|
Январь
1. |
Звуки ж,ш |
Учить детей и/в звука в слове. Учить называть слова с заданным звуком. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр -игра «Тихо-громко, глухо-звонко» -физ.мин «Журавли» -д.и. «Подскажи словечко» - практическое з-ие для детей
|
2 |
Звук с |
Продолжать учить и/в звука в слове. Продолжать учить сравнивать слова по звучанию. Называть слова с заданным звуком. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр «Оса» -з/и «Насос» -физ.мин «песенка насоса» -д.и. «Подскажи словечко» -заучивание сти-я А. Максакова «Пес» - практическое з-ие для детей (лист 7)
|
3 |
Звук с
|
Продолжать учить и/в звука в слове. Продолжать учить сравнивать слова по звучанию. Называть слова с заданным звуком. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр «Оса» -з/и «Насос» -физ.мин «песенка насоса» -д.и. «Подскажи словечко» -заучивание сти-я А. Максакова «Пес» - практическое з-ие для детей (лист 8)
|
4 |
Звук з
|
Продолжать учить и/в звука в слове. Продолжать учить сравнивать слова по звучанию. Называть слова с заданным звуком. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр «Зебра» -з/и «Комарик» -физ.мин «Песенка комарика» -д.и. «Подскажи словечко» -чистоговорки - практическое з-ие для детей (лист 9)
|
5 |
Звук к
|
Продолжать учить и/в звука в слове. Продолжать учить сравнивать слова по звучанию. Называть слова с заданным звуком. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр «Коза» -игра «магазин» -д.и. «Подскажи словечко» - заучивание сти-я Е. Берестовой «Кисточка» - практическое з-ие для детей (лист 10)
|
Февраль
1. |
Звук с,сь
|
Продолжать учить и/в звука в слове. Учить различать на слух твердые и мягки согласные звуки. Продолжать учить подбирать слова, схожие по звучанию |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр «Спутник» -з.и. «Насос» -д/и «песенка насоса» - игра «Назови слова друзья» - скороговорки - заучивание сти-я Г. Сапгира«Слоненок» - практическое з-ие для детей (лист 11)
|
2 |
Звуки л,ль |
Закреплять умение и/в звука в слове. Учить определять первый звук в слове. Учить различать на слух твердые и мягки согласные звуки. Называть слова с заданным звуком. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр «Лисица» -д/и «Построим слово» - игра «Назови пару» - чистоговорки -д/и «Лото ль, й» -д/и «Не перепутай»
|
3 |
Звук л
|
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки - физ.мин. «Клоун» -д.и. «Подскажи словечко» -д/и «Лото л» - д/у «Подбирай и называй» -д/и «Магазин -заучивание загадки «Еж» |
4 |
Звук л
|
Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки - физ.мин. «Клоун» -д.и. «Подскажи словечко» -д/и «Лото л» -д/и «Магазин -заучивание загадки «Еж» |
5 |
Звук сь
|
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки - физ.мин. «сверчок» -д.и. «Подскажи словечко» -д/и «Лото сь» -д/и «Подбирай и называй» |
6 |
Звук сь |
Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки - физ.мин. «сверчок» -д.и. «Подскажи словечко» -д/и «Лото сь» -заучивание загадки «Луна» |
7 |
Звук с |
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки - физ.мин. «Самалет» -д.и. «Подскажи словечко» -д/и «Лото с» -д/и «Магазин» |
8 |
Звук с
|
Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки - физ.мин. «Самалет» -д.и. «Подскажи словечко» -д/и «Лото с» -д/и «Собери чемодан» -заучивание загадки «Слон» |
Март
1. |
Звук й
|
Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки - физ.мин. «Дождик лей» -д.и. «Подскажи словечко» -д/и «Лото й» -д/и «Магазин» |
2 |
Звуки ль,й |
Дифференциация звуков в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки - физ.мин. «Дождик лей» -д.и. «Подскажи словечко» -д/и «Лото ль, й» -д/и «Магазин» |
3 |
Звук б, бь
|
Закреплять умение и/в звука в слове. Учить определять первый звук в слове. Учить различать на слух твердые и мягки согласные звуки. Называть слова с заданным звуком. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр «Бабочка» -чистоговорки - физ.мин. «Клоун» -д.и. «Подскажи словечко» -д/и «Построим дом» -заучивание сти-я Г. Сапгира «баран» -практическое задания для детей (лист 13) |
4 |
Звук щ
|
Закреплять умение и/в звука в слове. Учить определять первый звук в слове. Учить различать на слух твердые и мягки согласные звуки. Называть слова с заданным звуком |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-волшебник» - упр-я на р-е ммр «Щенок» -игра «Назови слова» -игра «Какой звук пропущен» -чистоговорки -д.и. «Подскажи словечко» -заучивание стихотворения В. Бобылева «Щука» -практическое задания для детей (лист 14) |
5 |
Твердые и мягкие звуки |
Закреплять умение и/в звука в слове. Учить определять первый звук в слове. Учить различать на слух твердые и мягки согласные звуки. Называть слова с заданным звуком |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр (повторение) -игра «Молчанка» -чистоговорки -д.и. «назови словечко» -игра «Загадки и отгадки» -д/и «Какие бывают слова» - практическое задания для детей (лист 15) |
6 |
Твердые и мягкие звуки |
Закреплять умение и/в звука в слове. Учить определять первый звук в слове. Учить различать на слух твердые и мягки согласные звуки. Называть слова с заданным звуком |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-волшебник» - упр-я на р-е ммр (повторение) - игра «назови пару» -игра «назови слово» -игра «Сколько слогов» - практическое задания для детей (лист 16) |
7 |
Звук с |
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки - физ.мин. «Самалет» -д.и. «Подскажи словечко» -д/и «Лото с» -д/и «Магазин» |
8 |
Звук с
|
Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки - физ.мин. «Самалет» -д.и. «Подскажи словечко» -д/и «Лото с» -д/и «Собери чемодан» -заучивание загадки «Слон» |
Апрель
1. |
Звук с,сь
|
Дифференциация звуков в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки - физ.мин. (повторение) -д.и. «Подскажи словечко» -д/и «Лото с,сь» -д/и «Не перепутай» |
2 |
Звуки з |
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки - физ.мин. «Дождик лей» -д.и. «Подскажи словечко» -д/и «Лото ль, й» -д/и «Магазин» |
3 |
Звук зь
|
Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки - физ.мин. «Заяц» -д.и. «Подскажи словечко» -д/и «Построим дом» -д/и «Лото ль, й» -заучивание загадки -д/и «Поезд» |
4 |
Звук з,с.
|
Дифференциация звуков в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки - физ.мин. (повторение) -д.и. «Подскажи словечко» -д/и «Лото з,с» -заучивание загадки -д/и «Не перепутай» |
5 |
Звуки сь, зь |
Дифференциация звуков в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр (повторение) -игра «Молчанка» -чистоговорки -д.и. «назови словечко» -игра «В зоопарке» -д/и «Лото зь,сь» |
6 |
Звук ш |
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки -физ.мин «Шалаш» -игра «Назови слово» -д/и «Лото ш» -заучивание загадки - д/и «Соберем чемодан» |
7 |
Звук ш |
Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки -физ.мин «Шалаш» -игра «Назови слово» -д/и «Лото ш» - д/и «Лошадка» |
8 |
Звук ж
|
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки -физ.мин «Жуки» -игра «Подскажи словечко» -д/и «Лото ж» -заучивание загадки - д/и «Подбирай, называй, запоминай» |
Май
1. |
Звук ж
|
Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки -физ.мин «Жуки» -игра «Подскажи словечко» -д/и «Лото ж» - д/и «Веселый журнал» |
2 |
Звуки ж,ш |
Дифференциация звуков в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки -физ.мин (повторение) -игра «Подскажи словечко» -д/и «Лото ш,ж» - д/и «Не перепутай»
|
3 |
Звук ц
|
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки -физ.мин «Цыплята» -игра «Подскажи словечко» -д/и «Лото ц» -заучивание загадки - д/и «В цирке»
|
4 |
Звук ч |
Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука. |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки -физ.мин «Чайки» -игра «Подскажи словечко» -д/и «Лото ч» -заучивание загадки - д/и «Приглашаем к чаю»
|
5 |
Звуки ц, ч |
Дифференциация звуков в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки -физ.мин (повторение) -игра «Подскажи словечко» -д/и «Лото ц,ч» - д/и «Не перепутай»
|
6 |
Звук р |
Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки -физ.мин «Моторчики» -игра «Назови слово» -д/и «Лото р» -заучивание загадки - д/и «Магазин» |
7 |
Звук рь |
Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки -физ.мин «У Маринки мандаринки» -игра «Подскажи словечко» -д/и «Лото рь»
|
8 |
Звуки р,рь
|
Дифференциация звуков в словах, слогах, предложениях |
- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач» - упр-я на р-е ммр «Су-джок» -чистоговорки -физ.мин «Жуки» -игра «Подскажи словечко» -д/и «Лото ж» -заучивание загадки - д/и «Подбирай, называй, запоминай» |