УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОАУ д/с №2 г. Свободного  

______________Л.А. Гапонюк

                                                                                                                                                                                                                                                                            «_____»__________20__г.

Календарно-тематическое планирование работы кружка «Звуковичок»

Руководитель: Автушкова Л.А.

 

Цель: развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет.

Задачи:

- развитие артикуляционной моторики

-выработка правильного произношения звуков родного языка

-развитие фонематического слуха

-развитие мелкой моторики рук

Этапы работы:

  1. Подготовка детей к развитию фонематического слуха.
  2. Уточнение и обучение правильной и четкой артикуляции звуков а,у,о,ы,и,м,б,п,д,т,г,к,в,ф.
  3. Формирование фонематического слуха, управление артикуляцией, интонационное выделение звука в слове.
  4. Уточнение и обучение правильной и четкой артикуляции звуков ль,й,с,сь,л,ш,ж,щ,ч,ц,рь,р

Номер занятия

Тема занятия

Цель занятия

Содержание

 

Октябрь

1.

Домик для язычка

Знакомство  органами артикуляционного аппарата

- правила работы с зеркалом

- знакомство со Звуковичком

-статические артикуляционные упражнения

-разучивание упражнения для р-я ммр «Пальцы дружная семья»

2

Веселый язычок

Формирование артикуляционной моторики

-артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»

-повторение упр-я на р-е ммр «Пальцы дружная семья»

-д/и «Как зовут соседа?»

3

Звук а

 

Обучение правильной и четкой артикуляции

-артикуляционная гимнастика  «Веселый язычок»

- повторение упр-я на р-е ммр «Пальцы дружная семья»

-д.и. «Птенчики»

-физ.мин «Цапля»

-работа со стихотворением А.Барто «Лягушата»

-и.у. «Кто где живет?»

4

Звук у

 

Обучение правильной и четкой артикуляции

-артикуляционная гимнастика  «Веселый язычок»

- упр-я на р-е ммр «Мячик»

-д.и. «Поезд и птицы»

-физ.мин «Поезд»

-работа со стихотворением с. Маршака «слон»

-и.у. «Назови предметы»

5

Звук о

 

Обучение правильной и четкой артикуляции

артикуляционная гимнастика  «Веселый язычок»

- повторение упр-я на р-е ммр «Мячик»

-игра «Загадки и отгадки»

-физ.мин «Как у наших у ворот»

-заучивание потешки «кошка»

-и.у. «Назови картинки»

-игра «Подскажи словечко»

6

Звук ы

 

Обучение правильной и четкой артикуляции

артикуляционная гимнастика  «Веселый язычок»

- повторение упр-я на р-е ммр «Пальцы дружная семья»

-и.у. «Назови предметы»

-заучивание стихотворения  М. Мышковской «Мышата»

-физ.мин «Мы руки поднимаем»

-игра «Ответь правильно»

 

7

Звук э

 

Обучение правильной и четкой артикуляции

артикуляционная гимнастика  «Веселый язычок»

- повторение упр-я на р-е ммр «Мячик»

-игра «Проведи дорожку»

- заучивание стихотворения  М. Мышковской «Эскимо»

-физ.мин. «Пальчики»

-и.у. «Назови предметы»

 

8

Звук и

 

Обучение правильной и четкой артикуляции

артикуляционная гимнастика  «Веселый язычок»

- повторение упр-я на р-е ммр «Мячик»

-и.у. «рисуем цыплятам зернышки»

- игра «Улыбнись»

-д.у. «Подскажи словечко»

-игра «Ответь правильно»

- заучивание стихотворения  Е. Благининой «Иголка»

 

Ноябрь

1.

Звук м

 

Обучение правильной и четкой артикуляции

-артикуляционная гимнастика  «Звуковичок»

- упр-я на р-е ммр «Фрукты»

-заучивание стихотворения Г. Сапгира «мяч»

-физ.мин «Мы пройдем»

-д.и. «Подскажи словечко»

 -и.у. «Загадки и отгадки»

-и.у. «Обведи правильно»

2

Звук б

 

Обучение правильной и четкой артикуляции  данного звука

-артикуляционная гимнастика  «Звуковичок»

- упр-я на р-е ммр «Фрукты»

-заучивание стихотворения М. Мышковой «Белка»

-физ.мин «Лесорубы»

-д.и. «Подскажи словечко»

 -и.у. «Автомобили»

-и.у. ««Загадки и отгадки»

3

Звук п

 

Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука

-артикуляционная гимнастика  «Звуковичок»

- упр-я на р-е ммр «Овощи»

-заучивание стихотворения С. Черного «Пчелка»

-физ.мин «ходим, бегаем»

-д.и. «Подскажи словечко»

 -и.у. «назови предметы»

-и.у. «Снежинка»

4

Звук д

 

Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука

- артикуляционная гимнастика  «Звуковичок»

- упр-я на р-е ммр «Пальцы»

-заучивание стихотворения М. Мышковской «Дятел»

-физ.мин «Зарядка»

-д.и. «Подскажи словечко»

 -и.у. «Обведи дом»

 

 

5

Звук т

 

Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука

- артикуляционная гимнастика  «Звуковичок»

- упр-я на р-е ммр «Тополя»

-заучивание стихотворения М. Карема «Кот»

-игра «Нарисуй дорожку»

-д.и. «Подскажи словечко»

 -и.у. «Нарисуй дорожку»

 

 

6

Звук г

 

Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука

- артикуляционная гимнастика  «Звуковичок»

- упр-я на р-е ммр «Грибы»

-заучивание стихотворения  Г. Виеру «Гусь»

-физ.мин «Грибы»

-д.и. «Подскажи словечко и нарисуй предметы»

 -и.у. «Соедини правильно»

-д.у. «Подскажи словечко»

 

 

7

Звук к

 

Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука

- артикуляционная гимнастика  «Звуковичок»

- упр-я на р-е ммр «Кошка»

-заучивание стихотворения  Г. Виеру «Гусь»

-физ.мин «Ладошки»

-д.и. «Подскажи словечко »

 -и.у. «Расскрась правильно»

 

 

 

8

Звук в

 

Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука

артикуляционная гимнастика  «Веселый язычок»

- повторение упр-я на р-е ммр «Мячик»

-и.у. «рисуем цыплятам зернышки»

- игра «Улыбнись»

-д.у. «Подскажи словечко»

-игра «Ответь правильно»

- заучивание стихотворения  Е. Благининой «Иголка»

 

 

Декабрь

1.

Звук ф

 

Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука

-артикуляционная гимнастика  «Звуковичок»

- упр-я на р-е ммр «Фонтан»

-заучивание стихотворения Г. Сапгира «Филин»

-физ.мин «Пузырь»

-д.и. «Подскажи словечко»

 -и.у. « отгадай и раскрась»

 

2

Гласные звуки

 

Закрепление и обобщение

-комплекс артикуляционной гимнастики «Звуковичок»

- путешествие в замок гласных

-физ.мин (повторение)

- упр-я на р-е ммр  (повторение)

 

3

Согласные звуки

 

Закрепление и обобщение

-комплекс артикуляционной гимнастики «Звуковичок»

- путешествие в замок согласных

-физ.мин (повторение)

- упр-я на р-е ммр  (повторение)

 

4

Слово

 

Познакомить со звучащим словом. Дать понятие о многообразии слов. Познакомить с термином слово.

- артикуляционная гимнастика  «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е ммр «Колобок»

-д.и. «Детский мир»

-заучивание стихотворения Е.Серовой«Слово»

-физ.мин «Зарядка»

-д.и. «Подскажи словечко»

 - практическое з-ие для детей (лист 1)

 

 

5

Слово

 

Продолжать знакомство со звучащим словом. Продолжать знакомить с многообразием слов.

- артикуляционная гимнастика  «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е ммр «Зоопарк»

-д.и. «Загадки и отгадки»

-д.и. «Подскажи словечко»

 - практическое з-ие для детей (лист 2)

 

 

6

Слово

 

Учить детей сравнивать слова по звучанию. Дать представление о том, что слова звучат по- разному и похоже. Учить детей подбирать слова-друзья к заданным словам.

- артикуляционная гимнастика  «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е ммр «Муха»

-д.и. «В кругу с мячом»

-д.и. «Тихо-громко, глухо-звонко»

-словесная игра «Звуки перепутались»

 - практическое з-ие для детей (лист3)

 

 

7

Слово

Познакомить детей с протяжностью слова. Закрепить представление о слове

- артикуляционная гимнастика  «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е ммр «машина»

-д.и. «Длинные-короткие слова»

-д.и. «Звуковые часы»

-д.и. «Назови вкусные слова»

-д.и. «Подскажи словечко»

- практическое з-ие для детей (лист 4)

 

 

 

8

Звук ж

 

 

Учить детей и/в звука в слове. Познакомить с термином «звук». Закрепить знания о протяженности слов.

- артикуляционная гимнастика  «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е ммр «Жуки»

-игра «Жуки»

-игра «Телеграф»

-д.и. «Подскажи словечко»

- практическое з-ие для детей (лист 5)

 

 

 

 

 

 

Январь

1.

Звуки ж,ш

Учить детей и/в звука в слове. Учить называть слова с заданным звуком.

- артикуляционная гимнастика  «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е ммр

-игра «Тихо-громко, глухо-звонко»

-физ.мин «Журавли»

-д.и. «Подскажи словечко»

- практическое з-ие для детей

 

 

2

Звук с

Продолжать учить и/в звука в слове. Продолжать учить сравнивать слова по звучанию. Называть слова с заданным звуком.

- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е ммр «Оса»

-з/и «Насос»

-физ.мин «песенка насоса»

-д.и. «Подскажи словечко»

-заучивание сти-я А. Максакова «Пес»

- практическое з-ие для детей (лист 7)

 

 

 

3

Звук с

 

Продолжать учить и/в звука в слове. Продолжать учить сравнивать слова по звучанию. Называть слова с заданным звуком.

- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е ммр «Оса»

-з/и «Насос»

-физ.мин «песенка насоса»

-д.и. «Подскажи словечко»

-заучивание сти-я А. Максакова «Пес»

- практическое з-ие для детей (лист 8)

 

 

4

Звук з

 

Продолжать учить и/в звука в слове. Продолжать учить сравнивать слова по звучанию. Называть слова с заданным звуком.

- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е  ммр «Зебра»

-з/и «Комарик»

-физ.мин «Песенка комарика»

-д.и. «Подскажи словечко»

-чистоговорки

- практическое з-ие для детей (лист 9)

 

 

5

Звук к

 

Продолжать учить и/в звука в слове. Продолжать учить сравнивать слова по звучанию. Называть слова с заданным звуком.

- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е  ммр «Коза»

-игра «магазин»

-д.и. «Подскажи словечко»

- заучивание сти-я Е. Берестовой «Кисточка»

- практическое з-ие для детей (лист 10)

 

 

Февраль

1.

Звук с,сь

 

Продолжать учить и/в звука в слове. Учить различать на слух твердые и мягки согласные звуки. Продолжать учить подбирать слова, схожие по звучанию

- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е  ммр «Спутник»

-з.и. «Насос»

-д/и «песенка насоса»

- игра «Назови слова друзья»

- скороговорки

- заучивание сти-я Г. Сапгира«Слоненок»

- практическое з-ие для детей (лист 11)

 

2

Звуки л,ль

Закреплять умение и/в звука в слове. Учить определять первый звук в слове. Учить различать на слух твердые и мягки согласные звуки. Называть слова с заданным звуком.

- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е  ммр «Лисица»

-д/и «Построим слово»

- игра «Назови пару»

- чистоговорки

-д/и «Лото ль, й»

-д/и «Не перепутай»

 

 

3

Звук л

 

Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука.

- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

- физ.мин. «Клоун»

-д.и. «Подскажи словечко»

-д/и «Лото л»

- д/у «Подбирай и называй»

-д/и «Магазин

-заучивание загадки «Еж»

4

Звук л

 

Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

- физ.мин. «Клоун»

-д.и. «Подскажи словечко»

-д/и «Лото л»

-д/и «Магазин

-заучивание загадки «Еж»

5

Звук сь

 

Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука.

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

- физ.мин. «сверчок»

-д.и. «Подскажи словечко»

-д/и «Лото сь»

-д/и «Подбирай и называй»

6

Звук сь

Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

- физ.мин. «сверчок»

-д.и. «Подскажи словечко»

-д/и «Лото сь»

-заучивание загадки «Луна»

7

Звук с

Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука.

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

- физ.мин. «Самалет»

-д.и. «Подскажи словечко»

-д/и «Лото с»

-д/и «Магазин»

8

Звук с

 

 

Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

- физ.мин. «Самалет»

-д.и. «Подскажи словечко»

-д/и «Лото с»

-д/и «Собери чемодан»

-заучивание загадки «Слон»

 

Март

1.

Звук й

 

Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

- физ.мин. «Дождик лей»

-д.и. «Подскажи словечко»

-д/и «Лото й»

-д/и «Магазин»

2

Звуки ль,й

 Дифференциация звуков в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

- физ.мин. «Дождик лей»

-д.и. «Подскажи словечко»

-д/и «Лото ль, й»

-д/и «Магазин»

3

Звук б, бь

 

Закреплять умение и/в звука в слове. Учить определять первый звук в слове. Учить различать на слух твердые и мягки согласные звуки. Называть слова с заданным звуком.

- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е  ммр «Бабочка»

-чистоговорки

- физ.мин. «Клоун»

-д.и. «Подскажи словечко»

-д/и «Построим дом»

-заучивание сти-я Г. Сапгира «баран»

-практическое задания для детей (лист 13)

4

Звук щ

 

Закреплять умение и/в звука в слове. Учить определять первый звук в слове. Учить различать на слух твердые и мягки согласные звуки. Называть слова с заданным звуком

- артикуляционная гимнастика «Язычок-волшебник»

- упр-я на р-е  ммр «Щенок»

-игра «Назови слова»

-игра «Какой звук пропущен»

-чистоговорки

-д.и. «Подскажи словечко»

-заучивание стихотворения В. Бобылева «Щука»

-практическое задания для детей (лист 14)

5

Твердые и мягкие звуки

Закреплять умение и/в звука в слове. Учить определять первый звук в слове. Учить различать на слух твердые и мягки согласные звуки. Называть слова с заданным звуком

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр (повторение)

-игра «Молчанка»

-чистоговорки

-д.и. «назови словечко»

-игра «Загадки и отгадки»

-д/и «Какие бывают слова»

- практическое задания для детей (лист 15)

6

Твердые и мягкие звуки

Закреплять умение и/в звука в слове. Учить определять первый звук в слове. Учить различать на слух твердые и мягки согласные звуки. Называть слова с заданным звуком

- артикуляционная гимнастика «Язычок-волшебник»

- упр-я на р-е  ммр (повторение)

- игра «назови пару»

-игра «назови слово»

-игра «Сколько слогов»

- практическое задания для детей (лист 16)

7

Звук с

Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука.

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

- физ.мин. «Самалет»

-д.и. «Подскажи словечко»

-д/и «Лото с»

-д/и «Магазин»

8

Звук с

 

 

Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

- физ.мин. «Самалет»

-д.и. «Подскажи словечко»

-д/и «Лото с»

-д/и «Собери чемодан»

-заучивание загадки «Слон»

Апрель

1.

Звук с,сь

 

Дифференциация звуков в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

- физ.мин. (повторение)

-д.и. «Подскажи словечко»

-д/и «Лото с,сь»

-д/и «Не перепутай»

2

Звуки з

 Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука.

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

- физ.мин. «Дождик лей»

-д.и. «Подскажи словечко»

-д/и «Лото ль, й»

-д/и «Магазин»

3

Звук зь

 

 Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях.

- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

- физ.мин. «Заяц»

-д.и. «Подскажи словечко»

-д/и «Построим дом»

-д/и «Лото ль, й»

-заучивание загадки

-д/и «Поезд»

4

Звук з,с.

 

Дифференциация звуков в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок волшебник»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

- физ.мин. (повторение)

-д.и. «Подскажи словечко»

-д/и «Лото з,с»

-заучивание загадки

-д/и «Не перепутай»

5

Звуки сь, зь

Дифференциация звуков в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр (повторение)

-игра «Молчанка»

-чистоговорки

-д.и. «назови словечко»

-игра «В зоопарке»

-д/и «Лото зь,сь»

6

Звук ш

Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука.

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

-физ.мин «Шалаш»

-игра «Назови слово»

-д/и «Лото ш»

-заучивание загадки

- д/и «Соберем чемодан»

7

Звук ш

Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

-физ.мин «Шалаш»

-игра «Назови слово»

-д/и «Лото ш»

- д/и «Лошадка»

8

Звук ж

 

 

Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука.

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

-физ.мин «Жуки»

-игра «Подскажи словечко»

-д/и «Лото ж»

-заучивание загадки

- д/и «Подбирай, называй, запоминай»

Май

1.

Звук ж

 

Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

-физ.мин «Жуки»

-игра «Подскажи словечко»

-д/и «Лото ж»

- д/и «Веселый журнал»

2

Звуки ж,ш

 Дифференциация звуков в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

-физ.мин (повторение)

-игра «Подскажи словечко»

-д/и «Лото ш,ж»

- д/и «Не перепутай»

 

3

Звук ц

 

Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука.

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

-физ.мин «Цыплята»

-игра «Подскажи словечко»

-д/и «Лото ц»

-заучивание загадки

- д/и «В цирке»

 

 

4

Звук ч

Обучение правильной и четкой артикуляции данного звука.

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

-физ.мин «Чайки»

-игра «Подскажи словечко»

-д/и «Лото ч»

-заучивание загадки

- д/и «Приглашаем к чаю»

 

 

5

Звуки ц, ч

Дифференциация звуков в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

-физ.мин (повторение)

-игра «Подскажи словечко»

-д/и «Лото ц,ч»

- д/и «Не перепутай»

 

 

6

Звук р

Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

-физ.мин «Моторчики»

-игра «Назови слово»

-д/и «Лото р»

-заучивание загадки

- д/и «Магазин»

7

Звук рь

Закрепление произношения в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

-физ.мин «У Маринки мандаринки»

-игра «Подскажи словечко»

-д/и «Лото рь»

 

8

Звуки р,рь

 

 

Дифференциация звуков в словах, слогах, предложениях

- артикуляционная гимнастика «Язычок-циркач»

- упр-я на р-е  ммр «Су-джок»

-чистоговорки

-физ.мин «Жуки»

-игра «Подскажи словечко»

-д/и «Лото ж»

-заучивание загадки

- д/и «Подбирай, называй, запоминай»