п

НОД

Формирование слоговой структуры слова

«Путешествие в зимний лес»

Цель: автоматизация звука [ р] в словах и фразе.

Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах и фразе. Развивать мелкую, артикуляционную моторику, мимику. Развивать дикцию. Развивать слуховое внимание и восприятие, умение ориентироваться в пространстве, фонематический слух, навыки звукового и слогового анализа и синтеза. Пополнить словарь словами-названиями цирковых профессий: клоун, дрессировщик, акробат, силач, фокусник, жонглёр и др. Совершенствовать лексико-грамматические категории: образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развивать логическое мышление посредством разгадывания загадок, составления картинки из частей.

Оборудование: пуговицы, компьютерная программа  «Учимся говорить правильно», аудиозапись «Соседей можно потолкать», презентация по теме занятия, 4 цветных листа и 4 игрушечных автомобиля, схема и картинки для характеристики звука, картинки с изображением артистов цирка,  картинка тигра, 3 картинки с тумбами, разрезная картинка с изображением жонглёра, раскраски, мультимедийная установка, компьютер.

Предварительная работа: дидактическая игра «Музыкальные инструменты», разучивание чистоговорок.

ХОД ЗАНЯТИЯ:                                                             

I. Организационный момент

Я хочу начать наше занятие с пожелания. Вот послушайте.

Говори всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говори,

И, конечно, не спеши!

Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

Послушайте стихотворение-загадку и попытайтесь отгадать, о чём идёт речь.

Это сказочный сверкающий шатёр.

Это кольцами играющий жонглёр,

Это пестрые летящие мячи,

Это гнущие подковы силачи.

Это лошади, танцующие вальс.

Это клоун, рассмешить сумевший нас,

Это смелые под куполом прыжки,

Это громкие и звонкие хлопки.

Задание к тексту:

1.Догадались ли вы о чем идет речь? (о цирке) Слайд №1

Правильно, о цирке, а какой звук который мы учим есть в слове «цирк» (звук [р])

       2. Послушайте стихотворение ещё раз и положите перед собой столько                 кружочков, сколько слов со звуком [р] услышите. Сколько слов вы услышали, посчитайте кружочки.

II Объявление темы занятия

Вы были когда-нибудь в цирке или видели цирковое представление по телевизору?

Сегодня на занятии мы отправимся в цирк. Посмотрим цирковое представление, вспомним названия цирковых профессий, но при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р].

III. Характеристика звука

Давайте с вами вспомним при произношении звука у нас рот приоткрыт или закрыт ;зубы сомкнуты или разомкнуты; язык поднимается вверх или отпускается вниз; язычок в движении или он находится в покое. А давайте  с вами скажем что мы знаем про звук [р]: он гласный или согласный, глухой или звонкий.

IV. Логопедическая зарядка

1.Развитие мимики

В цирке зрители испытывают много эмоций. Они смеются, удивляются, иногда грустят и даже сердятся, но чаще всего зрители радуются.

2.Артикуляционная гимнастика 

В цирке выступают артисты с самыми разными номерами. Давайте вспомним некоторые цирковые номера.

Давайте представим, что на цирковой арене выступают клоуны, а зрители, конечно, широко улыбаются.

Упражнение «Заборчик»

Вы сейчас тяните губки.

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И нисколько не устанем.

А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

Упражнение «Качели»

Я качаюсь на качелях вверх-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.

А сейчас пусть зазвучит барабанная дробь.

Упражнение «Барабанщик»

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,

Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,

Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,

Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д,

А сейчас мы представим выступление цирковых лошадок. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Упражнение «Лошадка»

Я лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок-цок.

Если хочешь—прокачу!

Цок-цок-цок-цок.

Посмотри, как я красива: Цок-цок-цок-цок.

Хороши и хвост, и грива, Цок-цок-цок-цок.

Наездники погоняют своих лошадок и кричат им тпру.

Упражнение «Кучер»

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!».

Наконец наездники останавливают своих лошадок: тр-р-р. Первый наездник, второй, третий, четвёртый и все вместе.

Упражнение «Остановим лошадку»

V. Произнесение изолированного звука [р]

Итак, мы отправляемся в цирк. Мы поедем в цирк на автомобиле. (посмотрите у вас на столах они лежать)Давайте заведём моторы: р-р-р и отправимся в путь, а я буду указывать вам дорогу.

Поставьте все свои автомобили в верхний левый угол листа. А сейчас :- Алина твой автомобиль едет в нижний правый угол, -Саша твой автомобиль едет в нижний левый угол, Федор твой автомобиль едет в верхний правый угол, а теперь все завели свои моторы и едем в цирк листа. Заглушили моторы.

 Вот мы и в цирке.

VI.Развитие слухового внимания и кратковременной памяти

Звучит марш.

Откуда же льётся музыка? Кто это играет? Как называется коллектив музыкантов, которым управляет дирижёр? Это оркестр.

Компьютерная программа «Учимся говорить правильно» (включить через телевизор)

Сейчас мы будем учиться не только слушать, но и запоминать услышанное.

VII.Физминутка (дети встали)

В цирке во время представления бывает антракт. Кто знает, что такое антракт? Это небольшой перерыв в представлении. Я объявляю антракт.

Музыкальная физминутка «Соседей можно потолкать»

VIII.Развитие словаря и фонематического слуха (подошли к доске)

Давайте с вами вспомним, или познакомиться с цирковыми профессиями. Рассмотрите картинки с изображением артистов цирка. Отгадайте, о каком артисте идёт речь.

- Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).

- Мячи искусно ловит актёр – этот циркач зовётся (жонглёр).

- Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это (фокусник)

- Трюки показать нам рад, кто же это (акробат)

- Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит!

Нос огромный нарисован, ну, конечно, это (клоун)

Назовите цирковых артистов ещё раз.

А теперь выберите из этих картинок только те, в названии которых есть звук [р].

Развитие логического мышления и восприятия

Представление продолжается и на арену цирка приглашается следующий артист. Сложите разрезную картинку и узнаете кто сейчас будет выступать.

IX.Слоговой анализ слов

Мы с вами, как настоящие жонглёры, будем передавать друг другу мяч, и произносить слова по слогам. Внимание на экран компьютера.

Радуга, муравей, корона барабан, ракета, помидор.

А представление в это время продолжается. На арену выходят дрессированные хищники. Они будут прыгать с тумбы на тумбу. Я буду показывать картинку, если звук [р] слышится в начале слова, хищник должен прыгать на первую тумбу, если в середине – на тумбу посередине, а если в конце слова – на третью тумбу.

Ребёнок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает игрушку на картинку с изображением тумбы.

Ракета, светофор, груша, корзина, роза, карандаш.

X.Развитие навыков словообразования

Послушайте стихотворение и отгадайте, кто сейчас будет выступать на арене цирка.

Он сделал важное лицо,

Потом платком накрыл кольцо,

Потом взмахнул платком

И вот цыплёнок на столе!

Потом в ладони бил фонтан,

Потом он воду лил в карман,

Потом в кармане у него

Не оказалось ничего!

(Фокусник)

Он будет показывать нам фокусы, а мы будем ему помогать. Будем большие предметы превращать в маленькие:

Рот – ротик

Рыба – рыбка

Пирог – пирожок

Перо – пёрышко

Топор – топорик

XI. Автоматизация звука [р] в чистоговорках

А сейчас я объявляю парад –алле чистоговорок. Я приглашаю на арену всех артистов. Каждый из вас покажет своё умение правильно и чётко произносить звук [р] в чистоговорках.

Ирк-ирк-ирк-Все дети любят цирк

Тры-тры-тры-Шары в руках у детворы

Пра-пра-пра-артистам отдыхать пора

Тра-тра-тра- досвиданье детвора

XII. Итог занятия

Вот и закончилось цирковое представление. Пора возвращаться домой.!!!!!Давайте возьмем рули и поедем.

Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

Вам понравилось представление?

Что было особенно трудно на занятии?

Что было интересно на занятии?

Выступление каких артистов вам понравилось больше всего?

XIII. Домашнее задание

Вам артисты цирка в подарок подарили картинки, дома их раскраски, что бы они были такие же яркие и веселые как наше с вами занятие

XIV. Оценка работы детей на занятии

Ребята, я верю, что вы будите каждый день всегда, везде, на занятии в игре, верно, четко говорить и ни капли не спешить